|
Без Чета Эткинса кантри музыка могла никогда не попасть в чарты 50-х 60-х годов ушедшего века. Несмотря на то, что он сделал более сотни сольных записей, больше всего он проявил себя, как сессионный музыкант и музыкальный продюсер. В течение 50-х и 60-х годов он помогал создать "Нэшвилльский саунд", стиль кантри музыки, близкий к поп-музыке и хонки-тонк.
Как гитарист, он не имеет себе равных. Стиль Эткинса возник от его восхищения игрой Мерла Тревиса (Merle Travis), развития почерка игры Тревиса большим пальцем руки и специфического "перекатывания" пальцев по грифу.
Что интересно, Чет Эткинс начинал свою музыкальную карьеру не в качестве гитариста. По рекомендации своего старшего брата Лоуэлла (Lowell) в детстве он начал играть на скрипке. И все же Чет тяготел к гитаре и в возрасте девяти лет, он обменял игрушечный пистолет на гитару. Эткинс быстро освоил новый инструмент, став аккомпаниатором после ухода из высшей школы в 1941 году. Используя ряд контактов, он получил возможность выступить в шоу "Bill Carlisle Show" на WNOX в Ноксвилле, штат Теннесси, и к тому же войти в состав Dixie Swingers. Пока Эткинс оставался на радиостанции, он сотрудничал с музыкантами Гомер и Джетро (Homer and Jethro). Спустя три года он перебрался на радиостанцию в Цинциннати. |
|
При поддержке Red Foley, Эткинс впервые выступил на станции Grand Ole Opry в 1946. В том же году он сделал свои первые записи для Bullet. Эткинс начал также регулярно выступать на радиостанции WRVA в Ричмонде, но был повторно уволен, поскольку его музыкальные пристрастия отличались от того, чего ожидала от него руководство станции. Он окончательно переехал в Спрингфилд, где стал работать на станцию KWTO. Пленка с записью одного из выступлений Эткинса была послана на станцию RCA в Чикаго. В конечном счете, она попала к Стиву Шойлзу (Steve Sholes), главе отделения кантри музыки на RCA. Шойлз слышал Эткинса до этого, и пытался отыскать его в течение нескольких лет. К тому времени, когда Шойлз получил пленку, Эткинс переехал в Денвер и выступал с Shorty Thompson and His Rangers. После звонка из RCA он приехал в Нэшвилл для записи.
|
|
|
Сразу же после прибытия в Нэшвилл, Чет записал восемь треков для лейбла, пять из которых сопровождались пением. Впечатленный его игрой, Шойлз поставил Эткинса во главе гитарной студии RCA в Нэшвилле на весь 1949 год. В следующем году группы Mother Maybelle и Carter Sisters регулярно приглашали его на Grand Ole Opry, укрепляя его положение в Нэшвилльском музыкальном обществе. Во время работы на RCA он принимал участие во многих проектах, ставших хитами, помогая создавать образ "Нэшвилльского саунда". RCA оценила его работу и назначила консультантом Нэшвилльского филиала компании в 1953 году. В тот год под лейблом RCA начали выходить инструментальные альбомы, демонстрирующие значительный талант Аткинса. Два года спустя он записал первый хит на версию "Mr. Sandman", затем последовала композиция "Silver Bell," записанная в дуэте с Хэнком Шоу (Hank Snow) К концу 50-х Чет Эткинс был известен в музыкальной индустрии как первоклассный гитарист. Он не только "на ура" распродавал свои записи, он еще и разрабатывал конструкции гитар для Gibson и Gretsch. Эти модели продаются до настоящего времени.
Стив Шойлз отбыл в Нью Йорк в 1957 г, с целью возглавить A&R, оставив Эткинса менеджером нешвильского филиала RCA. Однако гитарист не прекращал играть, и в начале 60-х его слава продолжала расти. Он играл на фестивале Newport Jazz Festival в 1960; в 1961, он выступил в Белом Доме. Эткинс вошёл в первую пятерку хитов в 1965 с песней Бута Рэндольфа (Boots Randolph) "Yakety Sax," переименованной в "Yakety Axe;" вдобавок к тому, песня, будучи чистым кантри хитом, попала поп чарты. Положение Эткинса вне сцены было также преуспевающим. Он спродюсировал большинство хитов на RCA в Нэшвилле, включая Элвиса Пресли и Эдди Арнольда (Eddy Arnold), а также открыл кладезь талантов, в том числе Дон Гибсон (Don Gibson), Уэйлонг Дженнигс (Waylon Jennings), Флойд Крамер (Floyd Cramer), Чарли Прайд (Charley Pride), Бобби Бейр (Bobby Bare) и Конни Смит (Connie Smith) В 1968 г, после смерти Стива Шойлза, Аткинс стал вице-президентом RCA.
В следующем году Эткинс записал свой последний значимый хит - "Country Gentleman." В конце 60-х начале 70-х последовали несколько малозаметных хитов, и только песня "Prissy" (1968) попала в Top 40. Большой утратой для музыканта стали в начале 70-х распад творческого союза с музыкантами Гомер и Джетро . Под именем Nashville String Band, трио выпустило пять альбомов в период с 1970 по1972. После смерти Гомера, Эткинс продолжал работать с Джетро.
Эткинс продолжал записываться для RCA все 70-е, хотя он уже был творчески истощен к концу десятилетия. Гитарист хотел записать джазовый альбом, но встретил сопротивление на лейбле. Columbia Records подписала с ним контракт в 1982. Открыв новую главу в своей жизни, Чет присудил себе в 1983 "степень" - Сертифицированный Гитарист (Certified Guitar Player) и начал подписываться как "Chet Atkins, c.g.p.". Увеличивающееся пристрастие к поп-джазу Чет выразил в альбомах: Work It Out With Chet (1983), East Tennessee Christmas (1983), Stay Tuned (1985), Street Dreams (1986), Sails (1987), Chet Atkins C.G.P. (1988) и Read My Licks (1994). В 1990-го года он записал альбом Neck&Neck - совместный проект с лидером Dire Straits Марком Нопфлером. Затем, в 1992 г, объединился с Джерри Ридом (Jerry Reed) для записи инструментального альбома " Sneakin' Around" С Четом успешно сотрудничали музыканты нового поколения. Сюда вошли кантри-певица Сюзи Боггус (Suzy Bogguss), басист Дэвид Хангейт (David Hungate), мастер скрипки Марк О'Коннор (Mark O'Connor) и звезды джаза Джордж Бенсон (George Benson), Ларри Карлтон (Larry Carlton) и Ирл Клай (Earl Klugh) Чет является учителем игры на банджо Эммилу Харрис (Emmylou Harris).
Как продюсер, Чет Эткинс изредка продолжал работать с такими людьми, как южно-африканский исполнитель баллад Роджером Вайттакером (Roger Whittaker) и радио звезда Гаррисоном Кейллором (Garrison Keillor) Он часто появлялся на последних шоу Prairie Home Companion и оставался популярным концертным исполнителем, часто выступая с симфоническими оркестрами. Он также украшал своим появлением свой собственный канал - Cinemax cable-TV special в программе "A Session with Chet Atkins, C.G.P." В 1987 Чет выпустил учебное видеопособие - "Учимся играть на гитаре". Стараниями организации Chet Atkins Appreciation Society, в Нэшвилле ежегодно проходят четырехдневные съезды почитателей таланта Чета Эткинса со всех концов мира.
Карьера Чета Эткинса продолжалась также успешно, как и прежде. Он записал свой десятый альбом на Columbia Records, который был выпущен в марте 1996. Озаглавленный "Almost Alone", альбом содержит 11 великолепных гитарных аранжировок сыгранных "Solo", только с оркестровым сопровождением. Для многих преданных поклонников Чета Эткинса, любящих слушать его виртуозную игру в чистой форме, этот альбом был долгожданным. Также Чет записал видеокурс по повышению мастерства игры на гитаре, "The Guitar Of Chet Atkins", вышедший в апреле 1996. Здесь Чет демонстрирует девять сложных гитарных приемов и затем в медленном темпе показывает, как это сыграть. Любой человек с определенными музыкальными способностями будет в состоянии изучить большое количество технических приемов Чета и познать некоторые его секреты успешной деятельности. И в тоже время пока человек учится, он впитывает остроумие и мудрость Чета, и узнает о нём больше личностного, чем когда-либо прежде.
На протяжение карьеры, Чету Эткинсу было присуждено множество наград, включая 11 наград "Grammy" (не забывайте, что в 1990 Grammy был удостоен совместный с Марком Нопфлером проект "Neck and Neck"; а Нопфлер вообще единственный иностранец (не американец) который удостаивался Grammy в данной музыкальной номинации за всю историю награждений - прим. пер.) и 9 наград CMA "Инструменталист года", также как и награда за достижения в течение всей жизни "Lifetime Achievement Award" от NARAS. Хотя список его наград и внушителен, они только передают его вклад в музыку кантри. Его музыкальные творения останутся навсегда непревзойденными. Он музыкант из музыкантов и джентельмен из джентельменов. Он оставил прочное наследие и установил высокий уровень, являющийся стандартом для каждого кто когда-либо будет работать в Городе Музыки [Нэшвилле - прим. пер.]
Он сделал больше, чем просто играл, продюсировал и выступал. Он создал культуру. Он помог создать общество с новыми интересами. Он наметил контуры великолепия. Он помог основать индустрию. Он один из архитекторов знаменитого "Нэшвилльского саунда".
Чет Аткинс ушел из жизни 30 июня 2001 года. |
|
|
|
|
Стиль и приемы игры
Выдающийся успех Чета Эткинса основывается на его мастерском владении техникой пальцевого звукоизвлечения. Этот стиль игры на гитаре, традиционное название которого "choke", развивался в 19 - начале 20 вв., главным образом в районе гор Аппалачи на территории штатов Кентуки и Теннесси. Его основу составляет подвижная басовая линия, обычно исполняемая "когтем" на большом пальце, и мелодическая линия на верхних струнах, исполняемая другим пальцем или еще одним "когтем" на нем. Ранние записи пальцевых гитаристов, сделанные в 20-годы, уже свидетельствуют об их высоком исполнительском мастерстве. Такие инструменталисты, как Sylvester Weaver, Mississippi John Hurt, Mose Rager и Ike Everly (отец знаменитого впоследствии дуэта братьев Эверли) в пальцевой манере исполняли весьма сложные партии в блюзе, хилбилли и коммерческой продукции компании Tin Pan Alley.
Из пальцевых гитаристов до Чета Эткинса наибольшую популярность имел Merle Travis, развивавший идеи Mose Rager и Ike Everly. Посредством своих трансляций на радиостанции WLW в Цинциннати, штат Огайо, Трэвис вдохновил целое поколение молодых гитаристов, в т.ч. Чета Эткинса. Чет перенял у Трэвиса его манеру игры, при этом со временем начав играть не двумя пальцами как Трэвис, а четырьмя. К середине пятидесятых Чет заменил своего кумира в статусе лучшего гитариста в данном направлении. Мастерски овладев пальцевым стилем, Чет также дополнил его новыми приемами ведения мелодии, такими как игра интервалами, флажолеты, пулоффы к открытым струнам, гаммообразные проходы, электронные эффекты и многие другие. Понятие о "стиле Чета Эткинса" настолько широко, что несколько очень хороших гитаристов могли бы свободно сосуществовать в нем, никогда не повторяя друг друга.
|
Гитары и оборудование
На протяжении 50-х и 60-х годов имя Chet Atkins было неразрывно связано с гитарной фирмой Gretsch. В середине 50-х благодаря этому сотрудничеству появилась полуакустическая гитара 6120 СА. За ней последовали "Country Gentleman", "Tennessean" и цельнокорпусная 6121. На этих инструментах стояли рычаги Bigsby, а на "Country Gentleman" также были представлены первые серийные хамбакеры. Благодаря своему характерному бряцающему звуку, гитары Gretsch были излюбленными инструментами гитаристов стилей кантри и рокабилли.
В начале своей карьеры Эткинс играл на гитарах Gibson, моделях L-7 и L-10 с модификацией Les Paul. В 1950 он стал использовать D'Angelico, на которой играл несколько лет до появления его именных моделей Gretsch. В 1982 Чет Эткинс вновь вернулся к Gibson в качестве ее партнера, с идеей выпуска цельнокорпусной акустической гитары с нейлоновыми струнами. Сегодня линия моделей Gibson Chet Atkins включает этот инструмент, его версию со стальными струнами, и переиздания моделей "Country Gentleman" и "Tennessean" фирмы Gretsch.
В середине 50-х Чет (также как Скотти Мур и Карл Перкинс) использовал усилитель Ray Butts Echosonic со встроенной системой задержки. Позднее он играл через разные усилители - Standel, Baldwin, Fender Princeton модификации Paul Rivera, и Deluxe Reverb.
Подобно своему идейному вдохновителю и соратнику Лес Полу, Чет любил экспериментировать со звуком в студии. Его записи одними из первых демонстрировали ставшие теперь широкоупотребительными эффекты, такие как ревер ("Blue Ocean Echo," 1955), тремоло ("Slinkey," 1956), вау-вау ("Boo Boo Stick Beat," 1959), а также хорус, дилей, гармонизатор, компрессор, дисторшн, фазовый сдвиг и микросинтезатор.
|
перепечатано из Guitar World, Автор - Keith Wyatt, перевод - Федоров Дмитрий |
|
|
|