|
|||
"Московский Комсомолец" : "Большому Марку - масенькая сцена "<...> Сольные записи г-на Нопфлера, конечно, уже не становятся сенсациями, однако поводов для разговоров о выходе мудрого рокера в тираж тоже не дают. Так, "Sailing To Philadelphia", последний альбом Марка Нопфлера, признан музыкой отличного вкуса, а уж сомнений по поводу очередного тура и быть не могло. С таким багажом суперхитов провалиться просто невозможно. Нужно лишь выйти на сцену и начать их играть. Во вторник в 20.20 по Москве г-н Нопфлер вышел на сцену "Олимпийского" и начал играть "Calling Elvis". Народ завыл от восторга и не прекращал это делать два с половиной часа.
Как это выглядело Несмотря на мрачные слухи о трех проданных билетах, в зале был почти аншлаг, и трибуны выглядели очень хорошо - гораздо лучше, чем сцена. Последнюю, наверное, можно заносить в книгу рекордов "Олимпийского" как самую маленькую чуть ли не за всю концертную практику. Особо вызывающе этот размерчик воспринимался в контексте разудалого масштаба спорткомплекса, и было искренне жаль даже не только тех, кто находился на далеких трибунах, но и зрителей, сидевших дальше 10-го ряда партера: им просто ничего не было видно. Но, правда, слышно, что в общем-то компенсировало промоутерскую экономность. Впрочем, музыканты на этой сценке все же уместились и чувствовали себя неплохо. Очень трогательный пенсионерский бэнд из семи человек на фоне небесного задника - минимализм в кубе. Тем не менее настроение у публики было под стать лучшему шоу всех времен и народов. Даже артисты иногда смущались, наблюдая картины всеобщего ликования. На контрасте с питерским смирением и спокойствием все происходящее в Москве действительно завораживало. Иногда возникало ощущение, что вот-вот начнется слэм.
Плюсы Марк Нопфлер, конечно, настоящий мастер, гуру, суперзвезда, виртуоз, крутейший хитмейкер и все такое. Все его гитары звучали умопомрачительно хорошо, а под "Sultans Of Swing", "Walk Of Life" и "Money For Nothing" еще много лет будут пританцовывать даже очень тяжелые на подъем люди. Но самое главное то, что г-на Нопфлера, судя по всему, еще не достал весь этот рок-н-ролл. Концерты ему явно по кайфу, а посему ощущения дежурности, которое осталось от "Eagles" и Эрика Клэптона, не возникло. Артисты и публика испытывали явно равноценное удовольствие от происходящего. Иначе откуда могли взяться четыре "бисовки" - практика для западных звезд крайне редкая...
Минусы Все заслуги гастролера не отрицают того, что Марк Нопфлер - один из главных музыкальных зануд. <...> У Нопфлера любовь к гитаре просто не знает границ, а посему некоторые песни напоминали сеанс тантрического секса. Как вы думаете: сколько можно играть один, пусть даже очень хороший хит? В случае с г-ном Нопфлером выясняется, что сколько угодно, и уж никак не меньше десяти минут. Ну прямо мексиканский сериал, то есть можно выйти, попить пивка, пописать, вернуться и понять, что ничего не пропустил. После такого поневоле станешь фанатом панк-рока, где три минуты для песни - предел хронометража.
Фраза вечеринки "Какой-то он веселый - наверное, пьет много", - подытожили два поклонника по окончании действа у палатки с пивом
Илья Легостаев, 03.08.01 |
|||
Время новостей № 137 , 02.08.2001 - "Герой не местного значения" |
|||
За двадцать с лишним лет все так привыкли к «денежным затруднениям» <...>, их музыке, видеоклипам и имиджу, что как-то уже совсем не замечается, какой удивительный человек -- Марк Нопфлер, на рекламных афишах поименованный как «голос и гитара Dire Straits». Начав играть неправдоподобно поздно, он очень скоро выработал свою технику игры на гитаре. Нопфлер играет не медиатором, не подушечками пальцев, не ногтями, а краем большого пальца. Такая техника создает особое звучание: атака как бы немного оторвана от затухания. А все нормальные «герои гитары», от Гэри Мура и Блэкмора до какого-нибудь Стива Вая, играют плавно, без разрыва. Еще одно странное достижение Марка в том, что он фактически не является изобретателем саунда Dire Straits. Он и сам не скрывает, какое влияние на него оказал американский гитарист и автор песен Джей Джей Кейл. Влияние -- это, конечно, хорошо, но именно Нопфлер сделал это звучание коммерчески привлекательным. То есть хиты начал писать -- настоящие, вроде Money For Nothing (в соавторстве со Стингом). Песня привычная, но задумайтесь, разве не чудо: в 1985 году, когда весь рок уже разделился на массу противоречащих друг другу стилей, человек пишет песню с риффом простым и четким, как какой-нибудь Smoke On The Water или даже Come Together.
Про тексты Нопфлера надо сказать особо. Не секрет: есть на свете хорошие «поющие поэты» -- Леонард Коэн, Стинг, Морриси, Роберт Смит и прочие. Но все они очень «умные»: Коэна надо с Библией в руках слушать, Морриси -- с Оскаром Уайльдом, Смита -- со сборником поэтов-символистов, что конечно очень здорово, но может быть оценено по достоинству только эстетами. А «рассказики» Нопфлера «о жизни» (причем в самых разных ее проявлениях) понимает любой англоговорящий человек. Не удивительно, что их слушают во всем мире совершенно разные люди. В России Dire Straits -- если не из самых популярных, то уж точно из самых почитаемых западных рок-групп. Поэтому визит «голоса и гитары» для нас чертовски приятен. Пусть и без Dire Straits, бог с ними. Нопфлер почему-то не хочет быть «группой», уже несколько альбомов записывает сольно. По идее мировое турне Марка, закончившееся в Москве, должно было послужить рекламой последнего опуса Sailing To Philadelphia <...>. Как ни странно, с этого-то альбома песен прозвучало меньше всего. Концерт начался композицией Calling Elvis <...>, которую сыграли в альбомном варианте -- с длинной кодой. Удлиняли, впрочем, и многие другие композиции, а размеренные импровизации Нопфлера и аккомпанирующего секстета вводили слушателей в медитативное настроение. Люди были к этому готовы: никто ведь и не обещал, что на концерте Dire Straits можно будет на ушах стоять. Второй прозвучавшей композицией была знаменитая «спортивная» Walk Of Life <...>, сыгранная с аккордеоном и контрабасом. Только после нее дошла очередь до песни с нового альбома: скрипач сыграл «интро», и зазвучала What It Is (единственный хит с Sailing To Philadelphia), сильно напоминающая о Dire Straits начала 80-х. Начало 80-х не заставило себя ждать: следующими номерами стали Romeo And Juliet <...> и самый первый хит группы Sultains Of Swing, который прославил их в 1978 году. Середина концерта получилась излишне умиротворенной и академичной, не в последнюю очередь из-за того, что именно на эту часть попали тяжеловесная «психоделика» Telegraph Road и медленная блюзовая Wag The Dog из одноименного фильма. Оставив совершенно растаявший зал в покое, музыканты удалились. Тут же начались закономерные овации и неприличное топанье ногами. Зал бесновался, и музыканты, выдержав длительную паузу, вернулись с балладой Brothers In Arms <...>. В зале зажглось, как водится, впечатляющее количество зажигалок. Затем зазвучала вожделенная Money For Nothin в издевательски замедленном варианте с барабанным соло. Помучив хорошую песню, Нопфлер сыграл ее «как надо», с взрывным жестким риффом. На второй бис музыканты сыграли не очень известную инструментальную композицию Local Hero из фильма «Герой местного значения» и гораздо более хитовую So Far Away (1985). В ней Нопфлер заменил фразу «я вернулся в старый городок» на «старую Москву». Пустячок, а приятно. Александр Беляев | |||
Динозавр британского рока на Московской сцене |
|||
В спортивном комплексе Олимпийский состоялся концерт легенды британского рока Марка НопфлераКогда поют британцы, спокойно люди бдят.
Марк Нопфлер относится к тем редким музыкантам, именами которых названы динозавры. В январе этого года американские палеонтологи присвоили имя этого замечательного человека новому виду динозавра, открытого ими на Мадагаскаре. Руководитель экспедиции Скотт Сэмпсон утверждает, что музыка Нопфлера сопровождала ученых весь период раскопок. Динозавра теперь официально зовут Masiakasaurus knopfleri, что переводится как "Злобный ящер Нопфлера". Он невелик, всего 1,8 метра в длину. К тому же он, как вы понимаете, увы, мертв уже как 70 миллионов лет. Марк Нопфлер — до обидного редкий гость в России. Настолько редкий, что дальше просто некуда. Скажем больше — он впервые приехал в нашу многострадальную страну. А ведь как его нам порой не хватало! Одно успокаивает: в Монголию, Габон и Того, он ездит еще реже, если это вообще может кого-то успокоить. С другой стороны, если бы он тут каждый день выступал, ктобы на него ходил? А так народ повалил нескончаемым потоком как на похороны Сталина. Послушать Марка пришел и возбужденный, прыщавый отрок и умудренный старец, уставшая домохозяйка и надменный брокер. На входе бдительные милицейские изымали у будущего зрителя стеклянную и пластиковую тару. Но не беда! Тут же в фойе бойко шла торговля напитками в таких же полиэтиленовых болонах. Пей — хоть залейся! По причине тщательного шмона, начало концерта задержалось на полчаса. Где-то за кулисами, нервничал и волновался великий музыкант. Его волнение передавалось и публике. Марк Нопфлер вышел на сцену "Олимпийского" в кромешной тьме, словно тень отца Гамлета. Скромно и тихо. Никто поначалу и не заметил великого музыканта, пока луч его не высветил. Одет он был по погоде: в простых, невыразительных черных джинсах без наворотов, в белой маечке без прибамбасов. Словно он с воскресной рыбалки к нам явился. Да и видимо, к услугам стилистов и гримеров он не счел нужным прибегнуть. Ни тебе всклоченных, оранжевых волос, ни тебе теней и подведенных глаз! Первые робкие звуки гитары утонули в шквале аплодисментов и криков. Вторые тоже. А третьи уже не потонули. Тихо стало на стадионе. Замерли все от восторга. Ну а через минуту-другую вступили остальные музыканты и пошла веселуха! Песню про Элвиса пел весь зал. А потом так же дружно пели знаменитую Walk of life. Эх! Думал ли когда-нибудь Нопфлер, что его песни так любят в этой далекой, загадочной стране? Нопфлер во время концерта менял гитары как перчатки. Ассистенты едва успевали подносить ему их. Хотя, вряд ли целесообразно так часто менял перчатки. А вот гитары менять — это дело стоящее. В зале было, мягко говоря, не очень прохладно, поэтому Нопфлер время от времени утирался белым рушником и бросал его прямо на пол рядом с собой. Потом поднимет, утрется и ну — снова играть. Исполнял он и старые свои хиты, и новые вещи. Правда, новые, как-то не пошли. затянул он их. Зато свои известные композиции Нопфлер украсил, как рождественскую елку новыми прибамбасами. Ввел в них и скрипку и губную гармошку, и мандолину, и аккордеон. К своей знаменитой "Money for nothing" (Деньги псу под хвост) он закатил увертюру минут на пятнадцать, дав поиграть в сласть каждому музыканту в отдельности. Сам он отрывался в импровизациях на полную катушку, порой доводя зрителя до исступления. Как даст своими знаменитыми пассажами, трелями, форшлагами да, не к ночи будет сказано — мордентами по зрительским ушам, у тех — мороз по коже, слезы из глаз! Заканчивали парни играть, как правило, не строго, но выразительно, в темпе рубато. И пусть это был не совсем Dire Straits! Пусть! Но не предупреди нас, мы бы этого и не заметили. Потому что, с кем бы не играл Марк Нопфлер — все равно получится Dire Straits. Несколько раз Нопфлер легкомысленно порывался завершить концерт и даже тепло прощался со зрителями. Но они устраивали такой грохот, (особенно те, у которых билеты по 3 тысячи!) что музыкант во избежание трагедии предпочитал еще немного поиграть. Правда, находились в дружной зрительской семье уроды, капризные и сердитые господа. "Хватит ныть! Веселую давай!" — кричали злобно они, скрипя зубами, стиснув кулаки, поигрывая желваками и еще вот так криво ухмыляясь. И засунув в рот грязные, сучковатые пальцы при этом фальшиво свистели в ре-миноре. Но их грязные выпады тонули в общем потоке чистого восторга. У многих рок-музыкантов с возрастом наступают творческие проблемы. Порой бывает грустно смотреть, как седой дядька, тяжело дыша, пытается резвиться на сцене, как в былые годы. Нопфлер всегда был спокойным и мудрым музыкантом. Голос остался прежним: приглушенным и чуть хрипловатым. Марк по прежнему не берет верхнего "до". Да ему это и не нужно. А играть он стал еще проворнее и душевнее. Так что он еще всем покажет. И споет! Завтра он вернется к себе в Британию и поведает своим друзьям- музыкантам о том, как здорово его встречали в России, и все тогда только и будут мечтать: "Эх! Мать частная! Когда же меня пригласят в эту великую державу". А.Мешков |
|||
А НУ ОПЯТЬ ЛЮБИТЕ НАС, ВАМ СНОВА ПОВЕЗЛО |
|||
ГРУППУ Dire Straits в России очень любили. Постперестроечное ТВ, в начале 90-х чуть не еженедельно показывавшее ее концерты, сделало свое дело. Шесть лет назад группы не стало, ее лидер начал выступать соло с аккомпанирующим составом. Тем не менее приглашавшие на концерт афиши гласили: "Мы - голос и гитара Dire Straits - к вам заехали на час, встречайте". Никакого ажиотажа у метро (не "Максидром" все-таки), зато полный аншлаг внутри: его ждали еще вместе с группой, ждали уже соло в апреле этого года (когда по столице ходили слухи о его возможном концерте в Кремле) и, наконец, дождались.
Нопфлер, седой, как лунь, но не утерявший своего статуса секс-символа ритм-энд-блюза, отчего-то сразу отступил от привычных канонов концертной драматургии: "привьет, Москва", новые песни для первой половины шоу, хоровое пение старых хитов во второй. Ничего этого не было. Концерт сразу начался с бодрого Calling Elvis, в котором бывший лидер Dire Straits играет одно из лучших своих соло, и продолжился далее по списку песен из Greatest Hits, в паузах между которыми Нопфлер неразборчиво бормотал публике что-то доброжелательное по-английски. Обалдевший от такого скорого подарка зал встал с мест раньше положенной второй половины концерта и был уже у ног маэстро, когда тот заиграл знаменитых "Ромео и Джульетту". Спокойная, седативная пластинка Sailing to Philadelphia (турне в поддержку которой Нопфлер завершал в Москве) стала далеко не самой худшей его работой, однако то ли по совету своих здешних менеджеров, то ли по собственной инициативе песен с нее он практически не играл. Избавив последний концерт тура от энергетических провалов в пользу контакта с залом (в отсутствии которого его в свое время обвинял его друг, лидер Genesis Фил Коллинз), он невольно выполнил все чаяния трудящихся, жаждавших услышать вживую то, подо что так хорошо влюблялось, грустилось и танцевалось десять лет назад. К тому же группа Нопфлера удобрила старые хиты потрясающими по мастерству и невероятными по длительности гитарными и барабанными соло. Самое новое, что он себе позволил, - песня "Хвост виляет собакой" из одноименного фильма. Закончив основную программу балладой Telegraph Road с десятиминутным гитарным соло, Нопфлер со товарищи удалился ждать вызова на бис. Вызовов было три - своеобразный рекорд для концертов западных классиков (даже Стинг бисировал лишь дважды). Первый же подарил зрителям эпохальную балладу Brothers in Arms, второй - великолепный, потусторонний гитарный инструментал и необычную версию, прославившую в свое время Dire Straits, боевика Money for Nothing (который начали играть вразвалочку, а закончили гитарным ревом и барабанным боем), а третий - спокойную и веселую So Far Away from Me, после которой сияющая группа удалилась с букетами в руках, а в зале включили унылые лампы дневного света и железным голосом попросили соблюдать порядок и спокойствие. Истоки популярности Нопфлера в России - не только в том, что он естественным образом олицетворяет собой славу своей прежней группы: нынешний его коллектив ничуть не уступает по мастерству и технике, а песни (что тогда, что сейчас) все равно принадлежали и принадлежат только его перу. В его уникальном стиле нерасторжимым браком сочетаются такие разные ритм-энд-блюз с фолковыми гармониями, дилановская поэтичность и с однозначностью, и популярностью мелодии. Гитарист Нопфлер понятнее и доступнее небожителя Эрика Клэптона, певец Нопфлер - честнее хриплоголосого коммерческого секс-символа Криса Ри, поэт Нопфлер - выразительнее и ироничнее Дэвида Гилмора из "Пинк Флойд". Объединяя в себе славу этих трех знаковых для русского слушателя персон, он будет еще долго получать мольбы из России приехать еще раз. 02.08.2001 Независимая газета Алексей Крижевский |
|||
© ardel, e-mail: ardel83@mail.ru |