Все-таки лучше слушать музыку, чем читать критику!
К статьям

Мнение народа о московском концерте 27 апреля 2005 года

Я с нетерпением ждал этого концерта, может даже с большим чем в 2001 году.
Подъехал к Охотному ряду часа за два до концерта, прикупил там зажигалочку, специально для концерта, ведь как же "Братья" без свечи и направился к Кремлевскому, там потребовали сдать сумочку, прошел спокойно без всяких очередей, тогда почти никого еще не было.
Внутри ожидание было достаточно томительным никого еще почти не было, я проведал куда мне идти, переоделся в новую маичку, немного побродил по "паласу" (сокращение от Kremlin Palace - как называют Кремлевский на западе)... приблизительно без 25 минут 7 начали пускать в зал. Я сидел в 5 ряду балкона - не идеал конечно, но... Через некоторое время я увидел впереди Александра Беспалова, но на мои крики он не реагировал, но когда подвалил к нему Дима... он-то меня услышал...
Перед самым началом концерта мы вышли на балкон и так как с Димой рядом было еще полно свободных мест (1 ряд), то мы втроем сели рядом с ним...
Началось... Why Aye Man, что тут говорить хорошо отыграли, но звук... звук не дотягивал... пока... до оптимала.
Walk of life, видимо, теперь вечно вторая песня сыграна была здоровски, однако нас подарвали с мест и по сути мы ее слушали на бегу оттаптывая ноги другим зрителям.
What it is, Sailing to Philadelphia, Romeo And Juliet - были сыграны хорошо, и очень отличались от прошлого приезда, хотя STP в прошлый приезд в Москву не играли, WII и STP на мой взгляд были приготовлением к основной части концерта, давали перевести дух публике... А Ромео сыграна была иначе, живее, чем обычно, ударные ложились хорошо, сильнее, в целом мелодия стала более звучной.
Очень порадовали меня Султаны, Ооох.... Вот таких султанов я и ждал, в 2001 году Марк ее играл на гитаре Pensa, но это было совсем не то, соло не получаются столь звонкими, чистыми и воздушными как на Страте, но теперь вот тут начинается драйв, настоящий драйв...
Просто нет слов, сыграно было как в далекие 70-е с более поздними соло-вклейками, но звучание ребята Аааххх....
Марк представил группу... как всегда не без юмора, и активно общаясь с публикой...
Done with Bonaparte, честно говоря, я и не сомневался уже, что вновь услышу эту песню, и как она была сыграна в Олимпийском, напрашивались не очень здоровские воспоминания, но теперь она звучала чище, мягче, так как и должна звучать эта композиция.
Марк сел на стул, который ему вынесли из-за кулис, подкатили столик, поднесли чашку, якобы с чаем... В это время Марк успел еще немного пообщаться с публикой, например, одна девушка выкрикнула из зала "I love You", после некоторой паузы Марк ответил: "Ok, baby".
На сцене были только Марк, Денни и Гленн... началась Song for Sonny Liston, и великолепно сыграли и эту блюзовую композицию, хотя далеко не все в аудитории знали эту композицию. Не знаю почему, но мне показалось, что Денни слегка сдерживал удары по установке, как будто играя вяловато с ленцой, возможно, он боялся, что аккустика Кремля такое не выдержит.
К ним присоединились осталные... Rudiger конечно не дотягивал до той версии, что была с живыми скрипками, прозвучала хорошо, но была не лучшим номером на концерте.
Boom, Like That... именно так она должна звучать на альбоме, мне так кажется, значительно сильнее, без ударных с одним лишь солирующим Марком в начале. Вот так и надо ее играть, шла с более значительным драйвом, чем на альбоме, остальной оркестр вступил приблизительно после первого куплета и серьезно дополнял великолепную игру Марка на новом Teisco Spectrum 5! Хотя общее впечатление смазывал треск, периодически сопровождавший гитарные выпады Марка, но это что, сыграно было великолепно...
Уже знакомая нашей публике Speedway at Nazareth, так же отличалась от версии 2001 года, более быстрым финалом, как мне показалось, и главное неожиданным вибрато-эхо, прозвучавшем после того как свет погас (в Питере этого я не помню).
И Telegraph Road, которая мне, по правде сказать, нравится в исполнении Марка больше чем во времена Стрейтс, но здесь я обойдусь без слов, эта песня всегда вне конкуренции!!!

Первая бисовка...
Хоть перед концертом и объявили о том, что нельзя пользоваться зажигалками во время концерта, однако я не мог не сопроводить Brothers in Arms зажженной свечой...
Money for Nothing, один Марк играл на гитаре, Ричард бил в бубен и еще какие-то тыцки, но Марк играл на столько хорошо, что ритм гитара там не понадобилась, он действительно в одиночку сыграл так как в былые годы играли Стрейтс...

Вторая бисовка...
И So far away, сыгранная опять таки куда лучше чем в 2001 году, вновь Марк пообещал нам вернуться в Москву и уверен, он Это сделает!

Общее впечатление: Марк сделал то, чего я от него и не ожидал, я думал, что в отсутствии Майка Хендерсона концерт будет спокойнее или даже унылие, без должного драйва однако концерт показал, что Марк может и один закатить не шуточный драйв. Слегка испортил впечатление звук в зале, пропускная система, задержавшая концерт на 50 минут, возможно, из-за этого Марк не пошел на третью бисовку...
Драйв был угарный, Марк играл великолепно, на мой взгляд сейчас он в лучшей форме чем был четыре года назад, более весел, как всегда с юмором.
Концерт удался, не смотря, на плохую организацию мероприятия.
Далее будет Питер...

ardel

За организацию ставлю кол. Администрации кремля, разумеется. Вообще местных организаторов-администраторов хотелось найти и избить. Очередь собрали на полкилометра, такого в Кремле я еще никогда не видел, ни на одном аншлаговом концерте.
Мы нашли друзей в очереди и пристроились. Вошли во дворец только примерно в 7:50. Половина очереди еще была на улице... В фойе люди чего-то ели, а Марк и ко уже начали играть, мы сломя голову понеслись искать свои места. Тетки-контролеры не особо старались помочь людям найти места, все искали наощупь в темном зале. К середине первой песни мы все же уселись. Зал был еще полупустой.
К середине мероприятия зал все же наполнился, но хождения людей полконцерта сильно раздражали и мешали адекватному восприятию концерта. Ну это все шелуха.
Теперь, собсно, о сабже. Кремлевский зал озвучить хорошо еще никому не удавалось, так что это вина не Марковской команды. Звуковые порталы и свет предоставлены местным организатором, поэтому звучало все на троечку, но более-менее разборчиво. Свет был очень слабый, но не на свет смотреть мы пришли. Гитара Марка сильно выбивалась по громкости из общего саунда, глуша все остальное, а порталы, явно, не выдерживали давления на верхах, звеня и искажая ВЧ-составляющую. Спишем на плохое усиление и порталы.
Весь концерт Марк отыграл на своем любимом звуке, у него была только одна педаль, издалека казалось, что это педаль громкости. У Ричарда был напольный процессор. Марк играл на двух запараллеленных усилителях, по-моему, это были Vox'ы, но мне, в очках, было не разглядеть точно. Иногда, особенно на быстрых Walk of Life и других, Марк откровенно лажал, было ощущение, что он на нас пробовал новые соло. К тому же, похоже, староват он для быстрого рок-н-рола. Медленные вещи получились получше. Но практически все было сыграно душевно, так что лажу я ему быстро простил. Особо порадовали две три вещи: Speedway to Nazareth, Telegraph Road и Brothers in Arms. Жене очень понравилась Ромео и Джульетта. Все партии живого маленького рояла -- просто фантастически.
Ричард Бенетт, как ни удивительно, был постоянно в тени, только одно неяркое непродолжительное соло и все. Жаль, он ведь неплохо играет. Дейв Камминг (барабашки) растолстел. Помню, еще в турне 1991-го был молодой-тощий-красивый. Время никому на пользу не идет. Сейчас это полноватый дядька, но его почерк игры с того времени не изменился. НА мой взгляд, Чад Кромвель отдыхает... Басист хорош, О ГАе Флетчере ничего дурного тоже не скажу.
Было обидно, что Пол Френклин так и не явился, но некоторые партии педальной гитары были семплированы и пущены в записи.
Марк вел себя спокойнее и душевнее, чем в 2002-м в Олимпийском. Немного шутил про водку, попивая чай, даже присел на стульчик. Старость-не радость... Спросил даже: "Слышу, есть заявки. Что хотите услышать? Да нам все равно..." "Начинаем мы с Ричардом, остальным -- удачи". В общем, Марк порадовал.
Но в другом он меня все больше расстраивает. Техника игры -- деградировала. Сольные ходы повторяются из песни в песню. Начинают уже надоедать, некотоые ходняки даже набили оскомину уже.
Но в целом я рад, что на концерт попал, пусть и на балкон. В партере сидела какая-то гламурная публика, нормальный любитель Марка, как я понял, сидел много дальше.
Драйва было меньше, чем в 2002-м, когда нам с женой удалось пробиться в стоячий партер и оторваться от души в толпе взрослых дядек и тетек, которые вели себя как 20-летние. Было приколько, тем более что мы стояли в 5 метрах от сцены и было видно ВСЕ.
Так что я рад, что пошел на концерт, хоть кремлевские администраторы и пытались все испортить, у них ничего не вышло. Шеститысячный зал был заполнен до отказа, хотя что такое 6 тыс для Марка? Помню, в 2002-м нас было около 15 тыс.

dnv / markknopfler-ru.1gb.ru

Я приехал на концерт из Нижнего Новгорода - узнал о нем совершенно случайно за неделю, купил билет через интернет в партер на 32 ряд в середину, приехал утренним поездом, уехал прямо после концерта И НИ СКОЛЬКО НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ПОБЫВАЛ, ПОСЛУШАЛ, УВИДЕЛ!!!!!!
Получил колоссальное удовольствие. Может из-за того, что легко прошел в Кремль (стоял в "очереди" всего 1-3 минуты), т.к. приехал в 18.00, все тетеньки у входа в зал очень вежливо направляли меня к нужному входу, поэтому никаких проблем с поиском места не было. Спокойно постоял рядом со сценой - увидел гитары. Ну и что, что концерт начался с опозданием на 50 минут, да это я считаю ерундой, я могу подождать выступления прекрасного исполнителя (кстати и голос и игра на гитаре мне показались прекрасными, а вспомните звук рояля, а как они, как тут говорили, желающие побыстрее свалить, "жарили" Telegraph road!!!!!!!!!)
Так что концерт был просто великолепный!!!

Кстати публика была совершенно разная. Запомнились: уже не молодой дяденька седой такой с хвостом на волосах и его сын - оба угорали по полной. Рядом со мной сидела женщина (вот уж не думал как только ее увидел, что она будет ну просто "колбасится" как 20-летняя, со своей дочерью - обе просто "перлись", мне кажется как и 90% публики и даже включая тех пресловутых дядек!!! На моем же ряду сидели, видимо, американцы.
А уж зал-то ходил ходуном, как мне показалось, я даже чуть ладоши не отхлопал
Вот еще - поразила Br.In Arms - очень глубоко было исполненно, может печально, сильно отличалось от 1985...
Эх, еще раз напишу - ПОТРЯСАЮЩЕ ПОНРАВИЛОСЬ!!!

Pavel / markknopfler-ru.1gb.ru

Сразу скажу, что мне понравилось. Очень. И пусть практически с середины забарахлила одна из левых колонок, пусть местами было столько низов (куда смотрел звукооператор?!?), что Марка просто не было слышно, пусть вместо ДРАЙВА иногда была каша(speedway at Nazareth). Пусть. Все равно это было счастье - просто увидеть его, еще больше постаревшего, чуть-чуть уставшего, милого, трогательного Нопфлера,которого мы любим просто за то, что он есть, и можем простить ему всё, и уж тем более пару незначительных моментов. Long Live MN

Анастасия Рогожина / markknopfler-ru.1gb.ru

Сложно подобрать слова, чтобы описать все чувства, которые были в душе на протяжении всего концерта, но попытаюсь. Это было настоящим чудом осознавать, что сбывается мечта всей жизни (это первый концерт MK, который я вижу "живьём") !!! Перед концертом было ощущение легкого мандража (как перед экзаменом) и нереальности того, что остаются считанные минуты, и я увижу Легенду. Как только появились MK&Co всё просто перевернулось и с того момента словно время остановилось и замерло сердце. Все было настолько классно и настолько здорово и хотелось запечатлеть в памяти и впитать все подряд: и световое шоу, и каждого музыканта этой славной команды в отдельности, и их слаженную работу (хотя работой назвать такое потрясающее искусство будет не совсем правильно), и всё, что было связано с этим концертом (инструменты, аппаратуру, реакцию зрителей, атмосферу, которая, на мой взгляд, была душевной: местами впитывающе-внимательной, а порой - взрывающейся; овации зала - всё это мы, это наш восторг и наша радость, наша благодарность Марку и его товарищам). Не буду комментировать песни - все они звучали потрясно! Может быть потому, что сидел я на балконе и не чувствовал тех погрешностей саунда о которых здесь столько написано. А может быть потому, что все песни прошли через сердце. А мы все знаем, что если что-то пропустить через этот агрегат, то никакие недостатки уже не важны.
Вобщем никакого разочарования нет. Только положительные эмоции!!! я всё-таки увидел и услышал Марка = Dire Straits. Конечно же, в этом специфическом измерении, в которое перенесла нас его гитара и музыка, время пролетело очень быстро. 2 часа (после уже более, чем 10-летнего увлечения музыкой Марка) - это катастрофически мало. Это ничтожно мало. Но всё же, есть что оставить в памяти. Надеюсь, что будут ещё концерты в России, что мы понравились Марку, что были понимающей его песни публикой. И в следующих турах наша держава будет значиться в списках.
А пока, спасибо всем, кто был на концерте за потрясшую меня атмосферу. И конечно же, Спасибо Марку и его ребятам за такой потрясный вечер, драйв, саунд, за то, что специально для нас были на высоте и подарили нам то, что не забывается !!!

Dima-Streits / markknopfler-ru.1gb.ru

Но абсолютное потрясение на меня произвело исполнение Sultans of Swing, по-моему, версия, которые мы слышали в Москве, на порядок лучше, чем все другие (включая студийную). Финал был полный отпад, он был более длинный, чем в оригинале и звучал потрясно.

bulklodd / markknopfler-ru.1gb.ru

Так или иначе, я от прошедшего просто ТАЩУСЬ !
Да, насчёт скрипа в колонках: я тоже услышал. Ну всякое бывает, люди! Драйва от этого меньше не стало! А на 7 ряду великолепно было, только боюсь, что я бы оглох.

artyfarty / markknopfler-ru.1gb.ru

мне концерт очень понравился :) несмотря на отвратительный звук в КДС, Марку и Ко удалось и зажечь абсолютно непафосную публику в таком пафосном месте на старых вещах DS, и растопить ее сердца на его сольных работах :))) я зажигала весь концерт! :))

Лена me mine / beatles.ru

Кто пришел послушать "нафиг" за Деньги " - послухал, кто хотел увидеть еще одного монстра" - увидел, кто хотел поспать после длительного стояния в очереди и недосыпа на работе -- поспал. "Еден дас зайне"
:)))
Я хотел услышать "Телеграф роуд" да "Султаноф" -- я их услышал....
<...>
Ближе к сцене звук был более-менее...
Марк давно уже не играет в игры под названием "рокенролл". Было бы странно ожидать на концерте, шоб он зажыгал не по-децки...
Что-то у него получилось, что-то нет...(из "мимо кассы" : "Мани фо...", "Уолк оф лайф", да простят меня поклонники и поклонницы дайероф)....
Приятной неожиданностью для меня стали "Песенка для Сонни Листона" и "Рудигер" (привет всем собирателям афтографов :)))....

john lee hooker / beatles.ru

Я получил любимую Romeo and Juliet, за что ему признателен. Но не получил Private Investigations :(((( Новые песни невыразительны и не запоминаются (имхо). Зевал - не мог удержаться. Прошлый концерт в "Олимпийском" был куда памятнее и энергичнее.

Кхе, вспомнил... приятно порадовали два симметрично стоявших по краям "Хэммонда Бэ-сри..." Так просто... красиво стоят...вспомнилося, что когда-то во всей Москве было их всего два...а тут сразу два... и стоят...
красиво...

Primal Scream / beatles.ru

Прекрасный концерт - и, думается, именно такой, какого все и ждали - не меньше, но и не больше!
Звук, конечно, так себе, но с тем же аппаратом в Олимпийском было бы на 10 хуже.

Но там бы не было этой дикой очереди, которая ближе к 20-00 удивительным образом ускорилась. Видимо тем личностям, что грели руки, предлагая "на концерт без очереди..." стало нечего делать, или некуда складывать "заработанное".

текст и фото: ddd / beatles.ru

Привет народ! А мне концерт безумно понравился - публика Марка поддерживала чуть ли ни с первых композиций, свет - просто сууупеерр+ а ударник какой - просто нет слов, я сразу поняла, что хоть и не пел <..> - зато как забарабанит, улет полный. Нопфлер потом сказал, что он from original line-up Dire Straits - не знаю как кому, но это был приятный сюрприз. И звук был намного лучше, чем на Alan Parsons Live Project - на мой вкус у Нопфлера концерт во всех отношениях куда грамотней был построен и сыгран. Качество там есть и много стиля - так что ему на пенсию еще рановато!

<...>один из лучших концертов которые когда либо доводилось слушать в Кремле. Лучше отыграл там же толька дядя Элтон Джон<...>

vicci / beatles.ru

Мне концерт БЕЗУМНО понравился!!! Более того, кажется, один из лучших концертов вообще, на которых я была! Подобное полное погружение в музыку было, пожалуй, только на Уотерсе. В Кремле все-таки неплохо...на предпоследнем-то ряду:) зато никакой мясорубки, как на Планте,и видно хорошо, и звук вполне... Кайфово Марк играет, очень! Один из любимейших гитаристов, а теперь, может, и самый!! И сольные вещи классные, мы совсем не спали!! Срочно затариваюсь его сольниками!:)

Rainbow / beatles.ru

Побывал на Московском концерте. Увидеть и услышать музыку Марка Нопфлера хотелось очень давно. Концерт прошел, оставив за собой некоторые двойственные впечатления. Сильно заворожило начало концерта: появление музыкантов, первые музыкальные фразы, вокал исполнителя. Долго себя настраивал на реальность происходящего (на концерте Марка я был в первый раз). Прекрасно воспринял такие хиты, как WAM, SOS, STF, получив сильный прилив радостных и волнующих переживаний. Несмотря на действительно некоторые моменты в настройке звука, концерт прошел, на мой взгляд, неплохо. Мне даже удалось немного записать на свою flash-ку (конечно, с понятным качеством). За некоторым исключением мне понравились все мои любимые песни. Но, к сожалению, перед концертом где-то в Ин-те прочитал о том, что в программу войдут все 14 песен из нового альбома плюс, конечно, хиты. Вот это вот ожидание всех 14 новых песен заставило меня думать о какой-то неполности, незавершонности концертной программы (т.е. настрой был несколько на другое и это здорово помешало общему восприятию концерта).

Johnny / markknopfler-ru.1gb.ru

Замечательный день, если ещё кто-то помнит.
27 апреля!
Собрались мы целой компанией - Рыся, an, Rainbow и Gidella.
Когда я пришёл (18-30), то не сразу обратил внимание на Александровский сад - а там была длиннющая очередь, уходящая к Боровицкой. Несмотря на дорогие билеты, зал был заполнен до отказа. Многие люди искали билетик, но цены спекулянтов были космические.
Пока я стал дожидаться остальных, Лена (Rainbow) занимала очередь, за что ей отдельная благодарность. Затем к нам присоединились компания битломанов и Павел Страшный.
Прошли внутрь мы около 8, и конечно боялись пропустить начало. По дороге к залу потеряли Rainbow, которая ушла вперёд с замечательной компанией битлзрушников, и Gidella, застрявший в очереди в камеру хранения.
И всё-таки задержка в гардеробе и поиск своих мест отнял у нас Why Aey Man и половину Walk Of Life. А места были далёкие - балкон.
Далее любимейшая сольная песня Марка - What It Is - начинаем балдеть от неповторимого гитарного стиля Марка. Погружаемся в кораблик Марка Нопфлера и отправляемся в Филадельфию.
Звучат первые аккорды - О, боже! "Нет истории печальнее на свете" - сердца вздыхают - "Ромео и Джульетта". Идеальная песня для романтического танца. Марк волшебно сыграл и спел.
Представляю бэнд: клавишники Гай Флетчер и Мэтт Роллингс - "Ромео и Джульетта" звучала восхитительно, прекрасный барабанщик Дэйв Каммингс, отменный басист Гленн Ворф и гитарист Ричард Бенетт, который не произвёл большого впечатления.
И далее песня, которую я ждал!, которую мечтал услышать - Султаны Свинга - Ай-яй! УУуууааааааауууу! Наверно, я сходил с ума в этом месте - это было классно. Начало не очень, но чем дальше, тем сильнее и потом это знаменитое соло "and he makes it fast with one more thing"!! We are the Sultans of Swing!
Теперь уже Марк взялся за сольные композиции - песня о разочарованном французе Done With Bonaparte. Музыканты поменяли свои интсрументы для акустического исполнения: Гай Флетчер вышел с акустической гитарой, рядом на бузуке играл Ричард Бенетт, Мэтт Роллингс играл на аккордеоне, Гленн Ворф вытащил свой контрабас (!!), и даже Дэйв Каммингс сел за специальную барабанную установку.
В перерыве между песнями Марк разыграл сценку - ему вынесли стул, а затем чашку чая. Из зала раздались крики "Водка?!" - "Водка later. Tea". Сыграл очень классную новую песню, посвящённую великому боксёру Сонни Листону, поверженному ещё более великим Касиусом Клеем.
Здесь и второй гитарист решил присесть и выпить ча-а-ай .
Очень красивая песня Рудигер. Причём музыканты сменили инструменты и вышли ближе к зрителям.
Далее клевая "Бум Like That" и ещё более прикольная зажигательная Speedway At Nazareth. Барабанщик отлично сработал, Марк играл волшебно - фирменные штуки выделывал.
И вот главная тема концерта - Телеграфная дорога, шедевр минут на 15. Я не выдержал и сразу выбежал в проход, чтобы дать выход эмоциям. Я и так всё время не мог усидеть - тут уж headlooong. Изумительная песня - образец арт-рока Dire Straits. :бесконечное число гласных звуков:
После такой феерии группа раскланялась и ушла на перекур. Но овация зала требовала продолжения. И следующую песню я слушал с замиранием сердца...Братья по оружию... :') Освещение потрясающе подходило для момента - создавало нужную интимную атмосферу Музыканты творили на сцене Великую песню. Чарующий невероятный звук гитары, проникновенная лирика, спокойный отеческий голос Нопфлера, гениальная музыка - всё образует культовую Brothers In Arms. Невозможно остаться равнодушным к этой песне-исповеди.
После оглушительных и продолжительных аплодисментов музыканты начали знаменитый хит Money For Nothing. Блин, сейчас вспоминая тот день просто не верится, что всё так и было. Какой это великий рифф! Кайф!
И напоследок, когда я стал думать, что в начале концерта мы могли пропустить So Far Away - мы услышали и её!! Радости нет предела, когда случается такая приятная неожиданность! И Марк спел "Here I'm Again In Moscow Town And You Are So Far Away From Me" ))) Чудесная песня! Марк Нопфлер - потрясающий мастер, и я счастлив, что мне довелось побывать на его концерте и воочию убедиться в его поразительной игре на гитаре.
Потрясающее было световое оформление. Такое не часто можно увидеть. Для каждого номера было подобрано особое цветовое оформление - причём всё абсолютно в точку сделано. Красиво и профессионально.
За время концерта Марк успел сыграть на 4 гитарах .
Не могу не сделать оговорку. Ещё задолго до концерта я очень скептически относился к залу Кремлёвского дворца. И действительно, звук на концерте был несовершенным, к тому же публика вела себя довольно холодно, о чём написал в своём дневнике Ричард Бенетт:
"The theatre in the Kremlin Palace seats about 5,500, was full but felt like one of those "who you know" gigs, very formal suit and tie front rows. It didn't help that we were set back from the front of the stage by many feet making it difficult to get much going tonight with the audience. The people in the back were enthusiastic but it somehow it never reached us and the front sections were merely polite. No question the hardest show of the tour".
Обычно на концертах тура Марк играл ещё 1 песню - но помпезный ГКД его не вдохновил. По поводу звука - многие валили эту оплошность на звукорежиссёра Марка, но мне кажется, что и выбор venue был не слишком удачным. Организаторы концерта тоже немолодцы - очередь на входе была неприятной.

Ильяс / QueenRocks.ru

© ardel, e-mail: ardel83@mail.ru
Hosted by uCoz